Новый генплан Казани
20 декабря 2006 года
Об этом особенно уместно вспомнить сейчас, когда новый генплан уже почти "одобрили", хотя мифы о нем продолжают множиться. Вот лишь некоторые из них.
Миф первый - генеральный план Казани 1969 года устарел.
В реальности он еще даже не реализован полностью: около 40% его задач не выполнены. Поскольку городам в отличие от сельских поселений свойственна высокая плотность освоения территории, то Казань в этом смысле стала чуть ближе к "деревне": рост города за счет присоединения новых территорий привел к снижению плотности населения по сравнению с генпланом 1969 года на 30%, прирост территорий под малоэтажную застройку составил 137%, а под индивидуальные жилые дома - 277%. Около 40% жилой территории города занято дачами и коллективными садами. Территория же многоэтажной застройки составила только 23% против 72. Почти 4 тысячи гектаров городских территорий - вообще нарушенные земли, пустыри и земли спецназначения. Вдвое увеличились площади земель сельскохозяйственного назначения.
"Старым" генпланом планировалось ввести 130 км скоростных дорог непрерывного движения - не построено и километра. В результате средняя скорость движения снизилась до 7 км в час. Всем известная ситуация с пешеходными переходами, парковками на проезжей части дорог привела к снижению пропускной способности улиц в 2 - 3 раза.
Не организовано ни одной санитарно-защитной зоны промышленных предприятий. Южный промрайон, часть Западного Заречья до сих пор представляют собой образцы поселений послевоенного периода. Не затронутыми реконструкцией остались районы Б. Крыловка, Калуга-Аметьево, Дальний, которые по качеству жизни, благоустройству, инженерно-транспортному обеспечению остаются проблемными территориями города.
Массовая застройка "спальных" районов по периферии города привела к тяжелой нагрузке на транспортную сеть. Ускорилось старение существующего жилфонда. В целом убыль жилья по реконструкции составила всего 23%.
Основная идея архитектурно-планировочной композиции "старого" генплана - выход города на берега Казанки и Волги - практически не реализована, а ведущаяся здесь застройка, как и застройка овражной сети, - яркий пример стихийности и отсутствия какой-либо градостроительной политики и тактики.
Только около 50% территории города развивались в соответствии с генпланом, остальные - вопреки генплану или вообще не развивались, что создало перекосы и диспропорции в развитии города. Почему так произошло? Не хватало денег - это раз. Не проводилась вдумчивая градостроительная политика - это два.
Обычно в такой ситуации делается всего лишь корректировка генплана, что вполне разумно, поскольку изменения в политике, экономике, общественном устройстве еще не завершились, а на переправе коней, как известно, не меняют.
Миф второй - "Казань должна превратиться в город-сад..."
В реальности - что ни слово, то миф: и "город-сад", и "настоящий европейский мегаполис", ну и, конечно, "полтора миллиона" человек и каждый на "персональных 40 квадратных метрах".
Чтобы генплан работал, необходимы как минимум три условия: первое - он должен быть реалистичным и обоснованным документом, второе - крепко увязан с социально-экономическими условиями города, третье - управление градостроительным развитием должно быть разумным и профессиональным. Подтверждением важности этого тезиса служит следующая история. Президент республики, разгневанный отсутствием осмысленной градостроительной политики при застройке центра, дал соответствующее поручение. Так появился проект детальной планировки (ПДП). Он был с помпой презентован, обласкан наградами. И где он сейчас? На полке, потому что он просто не работает. Поэтому, наверное, и не утвержден. А центр города между тем продолжает застраиваться. Так ПДП центра превратился в обычный миф.
Что-то похожее происходит и с новым генпланом. Так, к 2050 году общая численность населения предусмотрена в 1500000 человек. По федеральным данным, численность населения Казани сократится на 60 тысяч человек, а по данным территориальной схемы института "Татинвестгражданпроект", население Казани в перспективе должно составить 1100000 человек. Рождаемость в городах республики снизилась почти на 6%. Да и сами авторы соглашаются, что за прошедшие 10 лет население Казани уменьшилось на 14 тысяч человек. Можно добавить, что могло уменьшиться и на 40, если бы не мигранты и присоединяемые поселки. Другими словами, город перестал обладать способностью к простому воспроизводству населения.
"Оптимизм" же нового генплана основан не на бесстрастных расчетах и выводах, а на "мудрых" допущениях, что планируется "улучшение социально-экономической ситуации", "осуществить ряд мер, направленных на повышение рождаемости", что "учтено снижение смертности, что объективно неизбежно, учитывая улучшение медицинского обслуживания населения и улучшение санитарной характеристики города". Вот и все доказательства. Теперь весь спрос, оказывается, с руководства города. А если они не обеспечат улучшения ситуации и не повысят рождаемость, то генплан ни при чем, у него 100% алиби! Однако ни медицинское обслуживание, ни обеспеченность жильем, ни материальный достаток еще не являются основными факторами, влияющими на рождаемость...
Обоснованный прогноз численности населения важен потому, что это ключевой показатель, на который "накручивается" остальное: территория, жилой фонд, строительство, а самое главное - затраты, которые придется нести городу и его жителям.
Территориальная экспансия генплана приведет к увеличению площади Казани почти вдвое, хотя разум и сопротивляется: мы не так богаты, чтобы "потянуть" две Казани. А чем компактнее город и выше его плотность, тем он экономичнее и удобнее, меньше затрат на инженерию и транспорт, на обустройство территории, его содержание. Сегодняшняя Казань напоминает скорее "бублик" с невысокой плотностью застройки в центре. Если начнем "размазывать" городской бюджет, частные инвестиции по новым территориям, то не только не восстановим правильно организованный город - "бублик" превратим в "блин" необъятных размеров. Как известно, если бы плотность населения в Манхэттене (Нью-Йорк) была бы такой же, как на Аляске, то в нем бы проживало всего 25 человек. Ну и смогли бы они содержать этот самый Манхэттен? И если в Нью-Йорке - 10292 человека на кв. км, а в Москве - 9464 человека на кв. км, то в Казани - только 2564. А прими мы генплан в предлагаемом виде, вообще будет 1959 человек на кв. км. К сведению: в европейских городах, как правило, не менее 4000 человек на квадратный километр.
Все же главная стратегическая задача генплана - это направить развитие города по интенсивному пути, максимально эффективно и без остатка использовать территориальные ресурсы: освоение пустырей, оврагов, замещение морально и физически устаревшей застройки, повышение плотности, этажности, параллельно приводить в порядок дороги и обветшавшие сети.
К мифотворчеству имеют отношение и предлагаемые авторами некие "полюса роста", "способные стимулировать интенсивное развитие... города в целом". В частности, превращение Казани в ведущего экспортера на российский рынок продуктов пищевой и легкой промышленности (эдакий "легкопромышленный" Кувейт). И это называется "ключевой идеей градостроительного развития Казани"? А что делать с нашими уже имеющимися отраслями машиностроения и нефтехимии, научными и учебными центрами? А чтобы город не отвлекался на другие проблемы, необходима, по мнению авторов, "концентрация внимания городских властей и всего городского сообщества именно на создании этих "полюсов роста".
Миф третий - конкурс, ставивший своей задачей выявить прогрессивную методику разработки генплана и формирование команды разработчиков, генерирующей современные идеи, позволит создать эффективно работающий генплан.
В реальности: противоречивость положений самого генплана, отсутствие его четкой структуры говорит о том, что такой методики, к тому же предшествующей разработке самого генплана, создано не было, как и отлаженной организации работ. Нет и подчиненного общей идее авторского коллектива. Неизвестен и его руководитель. Хотя это и странно: если в результате конкурса победила какая-то методика, то возглавить работу над генпланом должен был лидер, идеолог этой методики. Если победил институт "Казгражданпроект", то кто руководитель проекта, идеолог методики? В чем тогда "генеральность" генерального проектировщика? В распределении денег? А если это второй победитель конкурса - "Экоград" ЦНИЭП-Градостроительства (г. Москва, субподрядчик "Казгражданпроекта"), то означает ли это, что руководителем является К. Неустроев? Посвященные люди говорят, что "методика сочиняется" сегодня (это при выполненном объеме работ в 90%), а заодно "поправляется" то ли стратегия, то ли концепция.
Не отсюда ли все проблемы? Не поэтому ли уже "...на первых же широких обсуждениях подготовленных проектных вариантов стала очевидной их неубедительность"?
Миф четвертый: новый генплан - главный фактор в обеспечении устойчивого градостроительного развития Казани.
В реальности: согласитесь, что наличие пусть даже заграничного автомобиля - еще не гарантия хорошей езды. А что - гарантия? Правильно - наличие квалификации и стажа у того, кто рулит. К сожалению, за баранкой нет авторитетного лидера, способного проводить благодаря своему профессионализму эффективную, а самое главное, результативную градостроительную и архитектурную политику. По оценкам Союза архитекторов РТ, около 60% архитектурных построек последнего времени просто недостойны культурного уровня Казани.
Делаются попытки "спасти" архитектуру города силами иностранцев. Невольно приходит на память известная фраза-девиз нашего президента - "мы можем". Так неужели не можем найти в своем отечестве профессионалов? Если уж можем, то надо жить своим умом. Градостроительство - это ведь не футбольная команда на сезон, и иностранцу никогда не "положить" социально-экономическую природу нашего общества на нашу же территорию.
Миф пятый: ничего уже сделать нельзя, поезд ушел.
В действительности - на это и расчет. У кого поднимется рука? Между тем выход есть.
Первое. В рамках публичных слушаний создать независимую экспертную группу, сделать анализ как самого генерального плана, так и методики по его разработке, выработать рекомендации и предложить их на рассмотрение гордуме, исполкому, общественности.
Второе. Утвердить генплан только в части первой очереди - 2010 год и пока не утверждать сомнительный "прогноз градостроительного развития до 2050 года", продолжив работу над доводкой до ума генерального плана.
Третье. Создать градостроительный совет г. Казани во главе с мэром, как это было еще до революции. В его состав включить представителей городской думы, исполкома, бизнеса, общественности, а также архитекторов и градостроителей, имеющих общественно признанные архитектурные произведения и градостроительные работы, а не чиновников от архитектуры. Задачами такого совета должна стать подготовка решений по долгосрочной градостроительной политике и актуальным проблемам городского развития.
Для тех, кого не тронули приведенные выше аргументы, приведем две цитаты, в серьезности которых, как мне кажется, сомневаться не приходится:
"Если за короткое время не отладить систему управления проектом по самым современным методикам, не переформировать "команду проекта" с целью повышения ее профессионализма и дееспособности, ожидаемого результата не будет, а значит, мы, скорее всего, получим "продукт", внешне напоминающий генплан, но содержательно пустой, городу от такого генплана проку будет немного". Это мнение тех же авторов статьи (и одновременно - авторов генплана) из того же журнала за июнь 2006 года. Причем один из них, А. Гилязетдинов - в недавнем прошлом главный архитектор города, а сегодня - главный архитектор того самого "генерального" разработчика генплана - института "Казгражданпроект". Наверное, он уж точно знает, о чем говорит. Так почему же этот непропеченный "продукт, внешне напоминающий генплан", выносится на утверждение?
А вот мнение мэра Казани И. Метшина о новом генплане, содержащее путь решения проблемы: "Если мы примем устаревший документ, мы ничего не сможем достигнуть. Что-то нужно не просто переделать, а кардинально изменить".
Успеют ли наши "авторы"? И что скажут депутаты городской думы, которым утверждать этот генплан?
Виктор ТОКАРЕВ, заслуженный архитектор РТ, член экспертного совета по строительству, архитектуре и стройиндустрии Комитета промышленности, строительства и наукоемким технологиям Государственной думы РФ, "Вечерняя Казань"